Как распределяются и куда тратятся экологические платежи в Российской Федерации

Рассматриваем вопросы, связанные с распределением уплаченных экологических платежей: на что и куда могут быть потрачены экологические платежи.

Как распределяется плата за НВОС между бюджетами РФ?

В соответствии с Бюджетным Кодексом РФ, плата за негативное воздействие на окружающую среду с 2020 года распределяется следующим образом:
  • 40% в бюджеты субъектов РФ
  • 60% в бюджеты муниципальных районов, бюджеты муниципальных округов, бюджеты городских округов и бюджеты городских округов с внутригородским делением
или
  • 100% в бюджеты субъектов РФ - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя
Как можно видеть, предприятия, загрязняющие окружающую среду вносят платежи за НВОС непосредственно по месту своего нахождения - либо в бюджет субъекта РФ (например, Новосибирской области), либо в бюджеты городских/муниципальных округов. "В Москву" такие платежи не идут - города федерального значения получают 100% от платежей, которые вносят предприятия, находящиеся на их территории. Другое дело - экологический сбор.

Как распределяется экологический сбор между бюджетами РФ?

В соответствии с п.1 статьи 24.5 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 31.07.2025) "Об отходах производства и потребления" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025), экологический сбор относится к неналоговым доходам федерального бюджета.
То есть, вне зависимости от того, где находится объект НВОС, уплачивающий экологический сбор - все 100% сбора отправляются в федеральный бюджет и уже из федерального бюджета централизованно распределяется на различные программы и проекты.

На какие цели расходуется плата за НВОС

Статья 16.6. Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 26.12.2024) "Об охране окружающей среды" определяет то, на какие цели могут расходоваться средства, полученные от платы за НВОС:
Плата за негативное воздействие на окружающую среду направляется:
  • на выявление объектов накопленного вреда окружающей среде
  • организацию ликвидации накопленного вреда окружающей среде в случае наличия на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) объектов накопленного вреда окружающей среде, а в случае их отсутствия - на иные мероприятия по предотвращению и (или) снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Отдельно, в пунтке 4 этой же статьи указано: Плата за негативное воздействие на окружающую среду носит целевой характер и не может быть использована на цели, не предусмотренные настоящей статьей.
То есть, в настоящее время, первоочередная цель использования платы за НВОС - выявление и ликвидация объектов накопленного вреда. Если таких объектов на территории субъекта или муниципального образования нет, то плата за НВОС расходуется на другие мероприятия, которые должны быть связаны со снижением негативного воздействия на окружающую среду и обеспечение экологической безопасности.

На какие цели расходуется экосбор?

В 2025 году средства, полученные от экологического сбора могут тратиться на:
  1. реконструкцию объектов обработки, утилизации и обезвреживания отходов I и II классов опасности, включенных в перечень объектов капитального строительства, мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), объектов недвижимого имущества, входящий в систему документов комплексной государственной программы Российской Федерации "Строительство"
  2. обеспечение утилизации отходов от использования товаров
  3. обустройство мест (площадок) накопления отходов в виде софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по осуществлению закупки контейнеров для раздельного накопления твердых коммунальных отходов и (или) на возмещение ранее понесенных в этих целях расходов в году предоставления субсидии
  4. создание (реконструкцию) объектов обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, определенных концессионными соглашениями, за исключением создания (реконструкции) объектов захоронения твердых коммунальных отходов, если они являются единственными объектами, подлежащими созданию (реконструкции) в рамках концессионного соглашения, в виде софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации
  5. выплату процентного (купонного) дохода по облигациям, выпущенным публично-правовой компанией по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами "Российский экологический оператор" в целях финансирования инвестиционных проектов по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, возведения некапитальных строений (сооружений), которые необходимы для осуществления деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами
  6. выплату процентного (купонного) дохода по облигациям, выпущенным публично-правовой компанией по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами "Российский экологический оператор" в целях финансирования инвестиционных проектов, направленных на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, которые необходимы для осуществления деятельности в области утилизации вторичных ресурсов и (или) утилизации отходов от использования товаров
  7. строительство объектов инфраструктуры экопромышленных парков в виде имущественного взноса Российской Федерации в публично-правовую компанию по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами "Российский экологический оператор"

Читайте также

Made on
Tilda